Четверг, 16.05.2024, 17:05
Главная Регистрация RSS поиск
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
HTML [44]
Visual C++ и MFC [21]
c++ [78]
php [19]
Javascript [15]
C# [51]
загрузки [0]
XNA [10]
создание игр с помощью xna
Наш опрос
Каким языком программирования вы увлекаетесь
Всего ответов: 2420
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Главная » Статьи » HTML

Урок №01: Введение в web-технологии. Форматирование текста.
Урок №1: Введение в языки разметки.

Введение в языки разметки. Cпецификации языка HTML

Итак, мы начинаем изучение курса основ web-дизайна или XHTML и CSS, который познакомит вас с основами разметки текста с помощью современной технологии XHTML. Так же мы изучим возможности визуального оформления элементов web-страниц с помощью каскадных стилевых таблиц - CSS.

XHTML — это новая версия очень популярного и широко распространенного языка гипертекстовой разметки (HTML — Hypertext Markup Language), построенная в соответствии с правилами расширяемого языка разметки (XML — Extensible Markup Language). Фактически, XHTML наследует простоту, а также синтаксис и разметку HTML и заставляет его функционировать по правилам XML при описании и обработке разметки.

История развития XHTML

SGML

Начало истории HTML следует отнести к далекому 1969 году, когда Чарльз Гольдфарб, работавший тогда в компании IBM, создал прототип языка для разметки технической документации, впоследствии названного GML, а с приданием ему в 1986 году статуса международного стандарта — SGML (Standard Generalized Markup Language). Этот обобщенный метаязык предназначен для построения систем логической, структурной разметки любых разновидностей текстов. Слово «структурная» означает, что управляющие коды, вносимые в текст при такой разметке, не несут никакой информации о форматировании документа, а лишь указывают границы и соподчинение его составных частей, т.е. задают его структуру.

Создатели SGML стремились полностью абстрагироваться от проблем представления текста в разных программах, на разных компьютерных платформах и устройствах вывода. Хотя формально ничто не мешает записать средствами SGML любую информацию об элементах документа - в том числе и параметры его форматирования (к примеру, шрифр, размер, цвет текста заголовка), идеология этого языка требует ограничиться указанием на уровень заголовка и его место в иерархической структуре документа. Все остальное должно быть вынесено в так называемые стилевые спецификации.

Сам по себе SGML есть не готовая система разметки текста, а лишь удобный метаязык, позволяющий строить такие системы для конкретных обстоятельств.

HTML 1.2

Принципы, на которых строится язык SGML, значительны и интересны; несомненно, идеология языка оказала влияние на многие компьютерные разработки. Однако сам по себе SGML не получил сколько-нибудь заметного распространения до тех пор, пока в 1991 г. сотрудники Европейского института физики частиц (CERN), занятые созданием системы передачи гипертекстовой информации через Интернет, не выбрали SGML в качестве основы для нового языка разметки гипертекстовых документов. Этот язык - самое известное из приложений SGML - был назван HTML (HyperText Markup Language, "язык разметки гипертекста").

Первым (и единственным в те далекие времена) графическим броузером была программа Mosaic, разработанная, как и сам WWW, в научном учреждении - Национальном Центре Суперкомпьютерных Приложений США (NCSA). Так что нет ничего удивительного в том, что в этот "золотой век" никаких противоречий между официальными стандартами и их реализацией в броузерах еще не существовало.

HTML 2.0

HTML неторопливо развивался, оставаясь в рамках парадигмы структурной разметки, и в апреле 1994 г. началась подготовка спецификации следующей версии языка — 2.0. Этим занимался образованный в том же году Консорциум W3 (W3 Consortium, сокращенно W3C), перенявший от CERN верховную власть и авторитет в мире WWW.

В настоящий момент консорциум, имеющий статус «международного и некоммерческого», объединяет свыше 150 организаций-членов, в том числе фирмы Netscape, Microsoft и множество других. Однако в 1994-1995 гг. его членами были почти исключительно университеты и научные учреждения. Столь академический состав W3C сказывался как на самих документах, публикуемых консорциумом, так и на процедуре (и особенно на сроках) их принятия. Достаточно сказать, что спецификация HTML 2.0, единственным серьезным усовершенствованием в которой был механизм форм для отсылки информации с компьютера пользователя на сервер, была окончательно утверждена лишь в сентябре 1995 г., когда в W3C уже полным ходом шло обсуждение HTML 3, - или, как его называли поначалу, "HTML+".

HTML 3

Пожалуй, проект HTML 3 — самая яркая и неоднозначная страница в истории языка. Работа над ним началась в марте 1995 г., и первоначальный вариант стандарта включал в себя много интересных нововведений. Но самое главное — HTML 3 был попыткой разрешить уже достаточно очевидное к тому времени противоречие между идеологией структурной разметки и потребностями пользователей, заинтересованных в первую очередь в гибких и богатых возможностях визуального представления.

Противоречие это было разрешено опять-таки в полном соответствии с идеологией SGML: W3C ввел в HTML 3 поддержку так называемых иерархических стилевых спецификаций - CSS. Система CSS формально независима от HTML, имеет совершенно иной синтаксис, не наследует никаких идеологических ограничений и позволяет, уже в совершенно иных терминах, задавать параметры графического представления для любого тега HTML. Нет сомнения, что CSS — почти идеальный способ избавить HTML от наследственных дефектов и перевести его развитие на принципиально новые рельсы.

"Война браузеров"

Коммерческое освоение WWW не заставило себя долго ждать. В начале 1994 г. группа разработчиков броузера Mosaic основала корпорацию Netscape Communications и вскоре выпустила первую версию коммерческого броузера Netscape (начиная с версии 2.0 — Netscape Navigator, а с версии 4.0 — Netscape Communicator). С этого момента начался экспоненциальный рост WWW, продолжающийся по сей день. Чтобы закрепить лидерство (на которое, впрочем, тогда еще мало кто покушался) и привлечь новых пользователей, Netscape вводила в HTML все новые и новые усовершенствования, — поддерживаемые, разумеется, только броузером Netscape.

Практически все новые теги, без устали изобретаемые Netscape, были направлены на улучшение внешнего вида документа и расширение возможностей его форматирования. Причины понятны: чтобы убедить, скажем, бизнесмена, что ему пора обратить внимание на некую новую технологию, прежде всего нужно показать ему ее в привлекательном, «товарном» виде. В результате тот вариант HTML, который поддерживала выпущенная в начале 1996 г. версия Netscape Navigator 2.0, представлял собой довольно странную смесь старых логических тегов с беззастенчиво вломившимися новыми, ориентированными на графическое экранное представление документа и затрудняющими его воспроизведение на других устройствах вывода.

Такая политика компании, с одной стороны, принесла ей быстрый и впечатляющий успех (одно время версии Netscape Navigator составляли более 90% всех используемых броузеров), а с другой — вызвала ожесточенное сопротивление наиболее сознательной части HTML-сообщества. Энтузиасты неустанно разъясняли и разъясняют каждому, кто согласен их слушать, что HTML по природе своей не имеет права зависеть от какого-то конкретного броузера и что заявления типа «эту страницу лучше всего смотреть в Netscape Navigator» являются просто насмешкой над здравым смыслом.

В конце 1995 г. ситуация в мире HTML была довольно смутной. Популярность броузера Netscape неуклонно росла; программисты этой фирмы готовили к выпуску версию 2.0, которая должна была утвердить господство Netscape на вечные времена благодаря неслыханному набору новшеств (интерфейс подключаемых модулей - plugins, поддержка Java-апплетов, встроенный язык сценариев JavaScript, возможность разбивки окна на фреймы и многое другое). В этот переломный момент в игру вступил новый участник — корпорация Microsoft. Долгое время эта компания, привыкшая монопольно владеть своим сектором рынка, недооценивала перспективы Интернета и не собиралась как-либо участвовать в развитии этой информационной среды. Однако невероятный взлет Netscape заставил Microsoft изменить свое мнение.

И именно на броузерном фронте, где господство Netscape оставляло меньше всего шансов конкурентам, корпорация Microsoft нанесла свой главный удар. Поначалу мало кто верил, что броузер Microsoft Internet Explorer, который тогда существовал в версии 2.0 и не представлял собой ничего выдающегося, сможет составить конкуренцию Netscape; Тем не менее выпущенная летом 1996 г. версия Internet Explorer 3.0, которая поддерживала почти все расширения Netscape, вызвала настоящий бум и очень быстро утвер¬дилась в качестве «второго главного броузера». Сейчас Microsoft и Netscape делят рынок броузеров почти поровну, и окончательный исход их битвы не берется предсказать никто.

HTML 3.2 и 4

Одновременно с разработкой конкурентоспособного броузера Microsoft решила "навести порядок" и в мире HTML. Взяв под свою опеку W3C, она снабдила его денежными и людскими ресурсами и тем самым заработала право едва ли не решающего голоса в этой организации. Проект HTML 3 был заморожен, а вместо него в сжатые сроки создан стандарт HTML 3.2, который, по сути, всего лишь описывает большинство расширений Netscape (с тем же успехом их можно назвать теперь "расширениями Microsoft"). Пройдя обычный в W3C процесс обсуждения и внесения поправок, спецификация HTML 3.2 была утверждена в январе 1997 года. Расхождения между предписаниями стандарта и реализацией HTML в браузерах вновь были сведены к минимуму.

В декабре того же 1997 г., с принятием стандарта HTML 4.0, маятник, похоже, качнулся уже в обратную сторону - наряду с дальнейшим обогащением репертуара визуальных тегов, эта версия ввела немало пусть и не вполне "логических", но очень важных расширений для поддержки многоязычных документов и обеспечения доступности документа в разных средах. Кроме того, в HTML 4 наконец-то прямо в тексте стандарта четко проведено разделение логических и визуальных тегов (последние объявлены "нерекомендованными", "deprecated").

XML

XML - набор правил и соглашений о синтаксисе, с помощью которого можно создавать собственные наборы элементов разметки. Эти элементы, в свою очередь, можно использовать для описания содержимого. Своим появлением XML обязан невозможности применения HTML для описания данных самого разного рода, которые пользователи желают распространять через Web. Так, HTML практически невозможно использовать для описания финансовых данных, руководств по инсталляции программного обеспечения, математических выражений и множества данных других типов, которыми буквально наполнена сеть Web.

Хотя изначально HTML разрабатывался как язык разметки (описывающий содержимое и не зависящий от внешнего вида), со временем он превратился в язык дескрипторов, используемый разработчиками для настройки внешнего вида и передачи смысла информации Web-страницы. Распространение данных, тем не менее, характеризуется рядом особенностей, которые не вполне успешно учитываются в HTML.

Для достижения гибкости и согласованности, отсутствующей в HTML, и был разработан XML. Этот язык обеспечивает возможность создания собственных наборов элементов разметки, что позволяет при представлении содержимого выйти за пределы ограничений стандартных наборов HTML. Истинное назначение языка разметки - описывать части документа, не касаясь способов его визуализации и отображения. Разметка позволяет структурировать данные, а уже затем эти данные можно использовать по-разному.

XHTML

Язык XHML представляет собой словарь XML. Он построен в соответствии с правилами спецификации XML 1.0, поэтому документы XHTML являются одновременно и документами XML. XHTML - это измененная версия HTML 4.01, переписанная в соответствии с правилами XML.

На сегодняшний день существует несколько спецификаций XHTML:

  • XHTML 1.0 Transitional - является перезодным вариантом от традиционного HTML к XHTML. Требования к структуре документа и синтаксис не столь строгие как в XHTML
  • XHTML 1.0 Strict - спецификация для описания обыкновенного XHTML документа, обладающая всей строгостью XML.
  • XHTML 1.0 Frameset - спецификация XHTML для описания документа с фреймовой структурой (frameset).
  • XHTML 1.1 - в данной спецификации получили воплощение принципы модульной разметки. Модульный подход к развитию XHTML является ключевым элементом, благодаря которому отдельные пользователи и целые организации смогут применять для своих целей спецификацию XHTML, не тратя время на разработку частной разметки или версий спецификации. Модуляризация XHTML обеспечивает формальный механизм расширения XHTML в существующих рамках синтаксиса и соглашений XML.
Категория: HTML | Добавил: slava (18.07.2009)
Просмотров: 2615 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]